ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ​

это уровень знанийумений и навыковобеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления 

жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Составляющие функциональной грамотности

 

1.Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

4. Финансовая грамотность совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем

Нормативно-правовые документы

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf просмотр

- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf просмотр

- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf просмотр

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf просмотр

-
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

 

просмотр
 
 

 

План мероприятий по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся​

план Функциональная грамотность на 21-22
Adobe Acrobat Document 115.0 KB

Реализация мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся​

29 декабря 2021 года состоялся педсовет «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС», в котором приняло участие 9 учителей школы. 

 

В рамках  педсовета был рассмотрен вопрос по использованию эффективных технологий, методов, форм обучения и воспитания, способствующих формированию функциональной грамотности школьника. (Тагиева В.В.) В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. И формирование этих качеств начинается со школьной скамьи. Тагиева В.В. раскрыла особенности модели формирования функциональной грамотности в рамках PIZA, обозначила взаимосвязь между уровнем функциональной грамотности учащихся и результатами ОГЭ.
    Директор МБОУ «Громыкская ООШ»  Кукшинова З.В. познакомила коллектив  с особенностями организации работы по созданию условий для формирования  функциональной грамотности младших школьников и  подростков.
     Педагоги отметили актуальность и содержательность представленных докладов. И приняли решение использовать данную информацию (материал) по формированию функциональной грамотности в своей работе с учащимися.

системный подход.pdf
Adobe Acrobat Document 709.5 KB

Семинар «Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе "

26 января 2022 года в школе  был проведен семинар «Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе ". Требования современности таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо решить рационально и неординарно решение. Поэтому и перед педагогами ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

На семинаре были рассмотрены направления функциональной грамотности школьников и их показатели. Учитель начальных классов Луцкова Е.А.   рассказала о приемах развития читательской грамотности, естественнонаучной грамотности: прием «Проблемная ситуация», прием «Ключевые слова», приём «Хорошо - плохо».

 

  Предоставила  к рассмотрению проектные работы детей.

о детях.pdf
Adobe Acrobat Document 374.5 KB
имена прилаг в загадках.pdf
Adobe Acrobat Document 900.4 KB
Орфограф словарь.pdf
Adobe Acrobat Document 1.4 MB

Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся​

Список литературы по формированию функциональной грамотности просмотр
Оценка функциональной грамотности (презентация) просмотр
   
Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований

качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)

просмотр
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) просмотр
Образовательная платформа "Просвещение"   просмотр
Тест "Цифровые компетенции педагога"  просмотр
Материалы Института стратегии развития образования РАО

 

просмотр
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) просмотр
Банк заданий по функциональной грамотности просмотр

 

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

  1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
  3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
  4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
  5. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html
  6. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
  7. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
  8. Сайт ФИПИ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

Функциональная грамотность презентация.p
Adobe Acrobat Document 2.5 MB

Анкета для определения профессиональных затруднений педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся

Уважаемые коллеги! Данный опрос проводится в целях выявления Ваших профессиональных затруднений при формировании функциональной грамотности обучающихся и оптимизации методической работы. Просим отметить утверждения, с которыми Вы согласны. Благодарим за сотрудничество! Ответы можно передать администрации школы.

Анкета по ФГ.pdf
Adobe Acrobat Document 289.9 KB

Материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности

Что значит быть грамотным в 21 веке.pdf
Adobe Acrobat Document 6.3 MB
Правила грамотного поведения в финансово
Adobe Acrobat Document 87.2 KB
Уроки формирования функциональной грамот
Adobe Acrobat Document 3.9 MB

Час общения "Семейный бюджет"

 

6 апреля 2021 года в начальных классах (1-3 кл) прошел  час  общения  «Семейный бюджет» 
Цель мероприятия: дать представление о семейном бюджете и его планировании.

Учащиеся  разбирались, что представляет собой семейный бюджет,  почему необходимо его планировать, как это делается?
 Данное мероприятие способствует формированию экономического мышления, 
расширяет представление детей о необходимости рационального  использования денег, о семейном бюджете, приближает  ребенка к проблемам семьи и позволяет  ощутить свою  причастность в решении этих проблем,  учить считаться с потребностями и интересами других людей ­ членов своей  семьи. Спасибо учителям начальных классов Луцковой Е.А., Серенковой М.Г.

Осенняя сессия уроков финансовой грамотности 2020г

 

В 2016 году стартовал проект «Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу» Центрального банка Российской Федерации и с тех пор пользуется большой популярностью среди образовательных учреждений по всей России.  В настоящее время в школах Брянской области полным ходом идут занятия в рамках осенней сессии проекта,12 ноября   2020 г.  учащиеся  приняли участие  в серии уроков по финансовой грамотности по темам "Платить и зарабатывать банковской картой", "Личный финансовый план. Путь к достижению цели" 13 ноября приняли участие в уроке  "Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами".

 

сертификат.pdf
Adobe Acrobat Document 2.7 MB

Онлайн-марафон  по финансовой грамотности

 

Для учащихся 1-11 классов ООО «Инфоурок» разработал полезное интеллектуальное соревнование ‒ онлайн-марафон по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности 2020.
Учащиеся 7-9 классов участвовали в в онлайн-марафоне  по ФГ в октябре 2020г.
Мероприятие -
«Марафон финансовой грамотности» (Онлайн – школа «Инфоурок»  на сайт infourok.ru)